М и н и с т е р с т в о п о
д е л а м м о л о д е ж и
и с п о
р т у Р е с п у б л и к и Т а т а р с т а н
О Т Ч Е Т
о
спортивном велосипедном туристском походе
пятой категории сложности
по Центральному Кавказу
совершенном с
10 августа по 30 августа 2010г.
Маршрутная книжка № 28-ПТК-10
Руководитель:
Галеева А.Ш.
Адрес: 420107, Казань, ул. Петербургская, 12
Казань 2010
Оглавление
1. Справочные
сведения
1.Проводящая
организация……………………………....……. 3
2. Район
похода........................................................................... 3
3. Нитка
маршрута.........................................................................3
4. Цели и задачи
похода................................................................3
5. Варианты подъезда и
отъезда....................................................3
6. Аварийные и запасные
варианты маршрута..................... ......3
7.Сведения об
участниках.............................................................4
8. Адрес хранения
отчета........................................................ ......4
9. Итоги………………………………………………………… . 4
2. Описание маршрута.
1.Высотный профиль маршрута…………………………………5
2. Обзорная
карта…………………………………………………5
3. График
движения…………………………………………...... 6
4. Техническое описание
маршрута…………………………......7
5.Определяющие препятствия на
маршруте…………………..30
6. Расчет КС похода……………………………………………..31
7. Дополнительные сведения…………………………………..32
8. Источники информации
…………………………………….33
9. Приложение (паспорта
перевалов) ………………………… 34
1.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
1.Проводящая организация. Поход проведен ПТК
"Траверс" Министерства по делам молодежи и спорту РТ: 420107, г.
Казань, ул. Петербургская, 12, тел. 264-32-77
2. Район похода. Центральный Кавказ: Кабардино-Балкария
3. Нитка маршрута.
Альплагерь
Безенги – пер.2509
– В.Чегем – Актопрак –
пер.Голугарде⃰ – с. Былым – пер. Б.Джаурген -
Джылысу Балкарские – пер. Северокаракайский –
г.Западный Канджол –
с.
Генделен – с. Хуштосырт – с. Эльтюбю -
пер. Кубадайги (Каракайский)⃰ ⃰- с. Безенги - пер. Думала –
В.Балкария – пер. Псыган – Жемтала – Голубые озера – а/л Безенги –Карасу –Белая
Речка – Нальчик – Баксан – Азау
⃰ Автомобильная дорога сегодня
проходит не через Голугарде, а севернее,
перевальная точка - в урочище Доргунташ.
⃰⃰ ⃰ В отчете А.Григорьева этот перевал
назван Каракайским. У Протопопова - он
назван Безенгийским. Местное население
вообще не ведает об его названии. На 500
– метровке видно, что перевал ближе к вершине Кубадайги. Да и находится вершина
Каракая на хребте Ахкая, а Кубадайги и перевал на одной гряде. Поэтому взяли на
себя смелость дать ему новое название.
Маршрут пройден по запасному
варианту.
4.Цельи задачи похода. Целью данного похода было проехать по
высокогорной части Кабардино-Балкарии, охватив те дороги, по которым не было
информации за последние годы. Хотелось выяснить возможность включения этих
участков в велосипедные маршруты. Речь идет, во-первых, о перевале 2509,
во-вторых, о дороге, ведущей из с. Былым на перевал Большой Джаурген по
хребту, разделяющему долины
Гижгита и Баксана.
Дорога подробно описана
у А.А.Алексеева в книге «Эльбрус и его отроги». И, в третьих, дорога из
урочища Джылысу через гору Западный Канджол
(в картах пишется Кинжал, но
балкарцы поправляют, что правильное название - Канджол, что переводиться как «кровавая
дорога», так как, это дорога, по которой с древних времен ходили торговые
караваны, часто с риском для жизни).
Опыт походов по Кавказу в 2006-2009-ых годах показал, что часть дорог,
указанных на доступных туристам картах, на них только и сохранились, в других
случаях - дороги давно не поддерживаются и благополучно разрушаются,
выходя из употребления. Поэтому, предвидя
эту вероятность, разработали
запасной вариант маршрута.
5.Варианты подъезда и отъезда. Для подъезда и отъезда
воспользовались железнодорожным транспортом через Москву: поезд № 62
«Москва-Нальчик». Из Нальчика до альплагеря
можно добраться на автобусе, заказав транспорт
в администрации альплагеря,
там же можно заказать и
погранпропуска. Автобусы встречают вас с поезда в Нальчике или Пятигорске
и доставляют в лагерь.
Таким же образом без лишних проблем можно решить и
вопрос отъезда. Все подробности можно узнать на сайте www.mountain.ru/bezengi
Для информации: от
Москвы до Нальчика ходят автобусы с привокзальной площади Казанского вокзала
каждый день.
6. Аварийные и запасные варианты
маршрута.
Как уже сказано выше, проблемными могут
оказаться три участка маршрута: перевал 2509 (информации о перевале более
двадцати лет) , участок: Былым – перевал Большой Джаурген (неизвестно как давно
проходился этот участок) и участок Джылысу – Гунделен, поэтому предусмотрели
запасные варианты прохождения этих участков. В итоге пришлось воспользовать-ся
именно запасными вариантами.
Запасной вариант маршрута: альплагерь Безенги – пер.Кубадайги (с юга) –с.Эльтюбю - Актопрак –
пер.Голугарде – с. Былым – пер. Б.Джаурген - Джылысу Балкарские – пер.Каяэшик
–пер.Харбазский –т/б Долина Нарзанов – пер. Шиджатмаз- с.Кичмалка –г.
Баксан – с. Хуштосырт – с.
Эльтюбю - пер. Кубадайги (с
севера) - с. Безенги - а/л Безенги- – Нальчик – Баксан – Азау
7. Сведения об участниках.
№ |
ФИО |
Год
рож-дения |
Туристский
опыт |
Обязан-ности
в группе |
Домашний
адрес |
Face-контроль |
1 |
Галеева Альмира Шамильевна |
1959 |
5У-Каракумы, 5Р- Кавказ |
Руководитель |
г.Казань, |
|
2 |
Ромасенко Валерий Николаевич |
1959 |
5У- Кавказ |
Механик |
г.Казань, |
|
3 |
Грачев Павел Владимирович |
1965 |
5У- Кавказ |
Фотограф, медик |
Казань, |
|
4 |
Шайдуллин Ахмед Тимурович |
1955 |
5У- Кавказ |
Фотограф |
Казань, |
|
5 |
Русаков Сергей Александрович |
1955 |
5У- Памир |
Хронометрист |
Казань |
|
8. Адрес хранения отчета. Библиотека МКК ПТК "Траверс"; видео
и киноматериалов нет.
Электронная
версия имеется.
9.
Итоги. Поход рассмотрен МКК ПТК "Траверс" 116-00-54554000,
маршрут соответствует
пятой категории сложности. Справки выдать
руководителю и всем участникам, кроме
Шай
дуллина А.Т.
2.
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.
1.Высотный профиль маршрута
2.
Обзорная карта.
3. График движения.
Таблица 2
Дни пути |
Дата |
Участок
пути |
L, (км) |
Чистое ходовое T |
Препятствия |
Max и min дневные tº |
1 |
13.08 |
а/л Безенги -
под пер.Кубадайги |
34,32 |
4ч 52 мин. |
Спуск
от а/л Безенги |
16 º; 36º |
2 |
14.08 |
под
пер.Кубадайги - Актопрак |
25,86 |
5ч 05
мин. |
Перевал Кубадайги |
16º;
31º |
3 |
15.08 |
Актопрак-
дамба водохранилища |
31,52 |
4ч 24 мин. |
Перевал
Доргунташ |
12 º;
18º |
4 |
16.08 |
дамба
водохранилища- Тырныауз (полудневка) |
23,7 |
2 ч 10 мин |
|
12º;
22º |
5 |
17.08 |
Тырныауз -
верховье р.Тырныауз |
18,16 |
4 ч 50 мин |
|
8º;
21º |
6 |
18.08 |
верховье
р.Тырныауз –р.Суарык (пеший радиальный выход) |
16,39, |
2 ч 43 мин (2 ч 15 мин) |
Перевал
Большой Джаурген, Подъем на перевал
Суарык |
3º;
19º |
7 |
19.08 |
р.Суарык -
Джылысу |
28,18 |
6 ч 55 мин |
Перевал
Шаукам, перевал Бересун |
5º;
22º |
8 |
20.08 |
Джылысу –
р.Харбаз |
22,93 |
4 ч 05 мин |
Перевал
Каяэшик |
7º;
27º |
9 |
21.08 |
р.Харбаз –
Кичмалка |
54,45 |
9 ч 15 мин |
Перевал
Харбаз, перевал Шиджатмас |
8º;
26º |
10 |
22.08 |
Кичмалка
–Чегем 2 |
78,55 |
7 ч 35 мин |
|
16º;
26º |
11 |
23.08 |
Чегем 2 -
Актопрак |
46,55 |
4ч 15 чин |
|
15º;
21 |
12 |
24.08 |
Актопрак – кош
за пер.Кубадайги |
25,28 |
5 ч 18 мин |
Перевал
Кубадайги |
3º;
32º |
13 |
25.08 |
кош за
пер.Кубадайги- а\л Безенги |
27,1 |
4 ч 43 мин |
Подъем до а/л
Безенги |
8º ;
29º |
14 |
26.08 |
Дневка (пеший
радиальный выход) |
|
|
|
12º ;
23º |
15 |
27.08 |
а\л Безенги – р.
Урвань |
71,5 |
6 ч 43 мин |
|
12º ;
36º |
16 |
28.08 |
р. Урвань –
32-ой км Баксанского ущелья |
72,2 |
7 ч 10 мин |
|
16º ;
33º |
17 |
29.08 |
32км - 68
км |
36,5 |
5 ч 10 мин |
|
14º ;
25º |
18 |
30.08 |
68 км - Азау |
37,1 |
4 ч 40 мин |
|
10º ;
24º |
Итого:
657,8 км
Общий набор высоты составил 15007 м
4. Техническое описание
маршрута.
10.08 Поезд
прибывает в Нальчик в 6.30. Автобусы из альплагеря уже ждали на
привокзальной площади. Сегодня день заезда альпинистов, поэтому народу
набралось человек
50. Едем в офис, где получаем пропуска в
погранзону. Далее - до альплагеря. К обеду прибыли на место. После обеда отправились на пеший радиальный маршрут (фото 1).
.
Фото
1 Фото
2
11.08 После завтрака совершаем подъем до
3500м вдоль ледника Мижирги для
акклиматизации. Все участники, кроме Русакова, год назад поднимались на высоту
более 4000м, очевидно, поэтому особых проблем на высоте не ощутили. Русаков
много лет не был в горах, что заметно отразилось на самочувствии. По
возвращении в лагерь занялись
подготовкой велосипедов.
12.08
И сегодня после завтрака выходим на радиальный
маршрут по леднику Безенги. Акклиматизация проходит нормально. По возвращении,
собираем все горное снаряжение, которое не
потребуется в велопоходе, в один мешок. Это можно оставить здесь в камере
хранения.
13.08 (
1 день) Альплагерь Безенги-
с.Безенги– с.Шыкъы – с.Безенги-кош под
перевалом Кубадайги - 34,32 км
Общий набор высоты –
1242 м
Чистое ходовое время - 4 ч 52 мин.
Фото 3
Трек 1
Время |
Общий километраж |
Дневной километраж |
Высота |
Место нахождения |
Метеоусловия |
9.00 |
0 |
0 |
2137 |
Альплагерь
Безенги |
☼, +25º С |
Фото 4 Фото 5
Выходим на веломаршрут (фото 3). Спускаемся до
села Безенги по каменистой дороге (фото 4).
Неоднократно пересекаем ручьи и речки (насчитали 8 бродов) (фото
5,6). Добрались до верхней
окраины села Безенги.
Фото 6
Фото 7
11.40 |
16,62 |
16,62 |
1459 |
с.Безенги |
☼, +36 ºС |
Небольшой
перекус, заодно и беседуем с местным населением. Нужно выяснить дорогу
на перевал до Верхнего Чегема. Опросив
несколько человек, сопоставив различные, порой совершенно противоположные,
ответы, приходим к выводу, что уходящая влево вверх по склону дорога и ведет на
необходимый нам перевал (фото 7). Дорога
жуткая (фото 8,9), но наличие на ней дорожной техники нам показалось хорошим
знаком.
Преодолев 2,77 км и поднявшись
на 321 м добрались до заброшенного села Шыкъы (фото 10). Далее
следовало двигаться по левой стороне ручья, траверсом по склону. Однако ни
слева, ни справа, ни еще либо где не обнаружили не только дорогу, но даже
намека на какую либо тропу.
Решив, что движение на протяжении
15 км по высокотравью без тропы вряд ли подойдет для велосипедного
маршрута, спустились в Безенги
- Фото 8
Фото
9 Фото 10 .
Пришлось воспользоваться запасным вариантом. Спустились в нижний конец села,
там, после моста через р.Кишлыксу, свернули налево в первый переулок и, проехав
его, оказались на дороге поднимающейся вправо по склону. Вскоре дорога переваливает в соседнее ущелье,
а через 7-8 км возвращается обратно в ущелье Кишлыксу, к кошу, от которого
начинается подъем на перевал. Вдоль самой речки есть тропа, которая через 3 км
приводит к этому кошу. Но это для пешеходников. Первые 10 км
хорошо укатанная щебенистая дорога (фото 11). Далее, на перевальном
взлете, она ухудшается и представляет собой рыхлый грунт с крупной щебенкой.
Начинает моросить дождь, да и по времени поздновато идти на перевал. Поэтому,
поднявшись выше коша, встаем на ночлег возле огромных валунов.
18.05 |
34,32 |
34,32 |
1985 |
под перевалом Кубадайги |
, +17ºС |
Отсюда
не далеко до воды и валуны скрывают от ветра и посторонних глаз.
14.08 (2 день): место стоянки – перевал Каракайский –
с.Эльтюбю – Актопрак - 25,86 км
Общий набор высоты – 850 м
Чистое ходовое время - 5ч
05 мин.
8.45 |
34,32 |
0 |
1985 |
под
перевалом Кубадайги
|
☼, +22º С |
Трек 2
До самого перевала качество дороги не меняется, все
тот же рыхлый грунт с крупной щебенкой.
Крутизна 15%. Ехать практически
невозможно, в основном идем пешком (фото 12).
Допекает жара. Заметно отстававшему Шайдуллину, стало совсем плохо. У
него оказалась высокая температура и др. нехорошие симптомы. Проблема
разрешилась сама собой: появился уазик из лагеря с туристами, вез их показать
перевал. На обратном пути они и забрали больного в а/л. Оставшиеся же, на
последнем витке серпантина, оседлав велосипеды, с победным видом въезжаем на
перевальную площадку.
Фото 11
Фото 12
11.20 |
37,87 |
3,55 |
2520 |
перевал Кубадайги
|
☼
, +30º С |
Фото 13 Фото 14
Передохнув 10 минут,
снова в путь. Спуск тоже радует не долго. Очевидно, что дорогу никто не
ремонтирует и, если с той стороны перевала ею хоть кто-то пользуется (на
перевале стоит выш-ка, а ее надо обслуживать), то со стороны Эльтюбю явно давно
никто не заезжал. Дорогу смыло. Но все же на отдельных участках удалось съехать
(фото 13). Через 2км пересекаем речку Каран – удобное место для привала, для
ночевок не годится, а для обеда отличное место. Дров нет, надежда только на
примус.
12.30 |
39,9 |
7,78 |
2146 |
ручей |
☼
, +31ºС |
Через 1ч 50 мин. снова в
путь. До фермы спускаемся, где в седле, где пешком (фото 14). От фермы можно уже
ехать по тракторному следу. Погода начинает меняться, постепенно собираются
черные тучи. Видя, что в любой момент может начаться что-то неимоверное,
останавливаемся на 12,45 км. Быстро
ставим палатку и едва успеваем, укрыв велосипеды и убрав вещи, спрятаться в ней
от ливня с грозой. Через 40 мин. незапланированного отдыха сворачиваем бивак и
продолжаем путь. Благополучно миновали с.Эльтюбю (фото 15). Далее спуск по
хорошей мелкощебенистой дороге до Актопрака (фото 16).
17.15 |
60,18 |
25,86 |
1200 |
Актопрак |
☼
, +22ºС |
Фото 15
Фото 16
Здесь до 8 марта 1944г. было большое село Актопрак. Теперь на этом месте только кош, который выглядит брошенным. Слева от дороги напротив коша в зарослях облепихи есть место для стоянки. Это единственное место, подходящее для этого как выше по течению, вплоть до Эль-тюбю, так и ниже, до Чегемских водопадов. Но надо иметь в виду, что именно поэтому здесь часто бывают и отдыхающие, кроме того здесь других источников воды, кроме реки Чегем нет. А после дождя воду из реки нужно долго отстаивать. Мы приехали на место стоянки без запаса воды, хотя в нескольких км выше могли набрать питьевую воду. Могли бы вполне остаться без воды, если бы не обнаружили в кустах бутылки с чистой водой, оставленные отдыхающими. Стоянка была свободная и мы спокойно переночевали.
15.08 (3 день): Актопрак – пер.
Доргунташ – с. Былым – дамба
водохранилища - 31,52 км
Общий набор высоты – 873 м
Чистое
ходовое время - 4 ч 24 мин
9.05 |
60,18 |
0 |
1200 |
Актопрак |
☼
,+15ºС |
Трек 3
Закончив утренние сборы. Выбираемся на дорогу. Метрах в тридцати - поворот на Былым (фото 17). На повороте заметили табличку, где было указано, что автобусное движение запрещено, ввиду аварийного состояния дороги. То, что дорога в таком состоянии мы убедились сами. И не известно бу-дет ли она ремонтироваться. Обнаружилась про-блема с одним из велосипедов. Остановились, на ремонт потребовалось 30 мин. Сам перевал не особо сложный (фото 18), тем не менее, из-за промоин без пеших переходов не обошлось (фото 19). Пока на перевальной точке делали фотосъемку, заморосил дождь (фото 20).
При составлении маршрута мы ориентировались только на один перевал, указанный на картах. Да и в отчетах фигурировал только перевал Голугарде. А на деле оказалось, что есть другая дорога, которой ныне пользуется местное население и проходит она севернее Голугарде, ближе к горе Лха. Перевальная точка находится в урочище Доргунташ. Поэтому решили, что уместно называть перевал так же.
Фото 17 Фото18
Фото 19
Фото 20
12.20 |
73,68 |
13,5 |
1952 |
Перевал Доргунташ |
☼
, +18ºС |
Спускаемся
вниз. Ищем место для обеденной стоянки. Дождь прошел. Начались огороды жителей Былыма. У дороги не остановишься. Уже
не рассчитывали найти что-нибудь подходящее, как, случайно, заметили в кустах
спуск к речке Кестанты на песчаную площадку.
13.05 |
82,34 |
22,16 |
1216 |
р.Кестанты |
☼
, +18ºС |
Два
часа на обед и хозяйственные дела. Еще 20 мин. на сборы и едем до Былыма (фото
21) . В селе разыскали магазин и произвели закупку продуктов, поиски аптеки не
увенчались успехом. На все это потратили час времени. Выезжаем из села по
асфальту, выше него, на 49 км, мост через Баксан. По нему едем на левый берег.
Далее дорога серпантином поднимается по склону дамбы (фото 22), за которой
находится озеро из стоков Тырныаузского комбината. Здесь есть места для
стоянок.
Фото 21
Фото 22
Фото 23
Есть дрова, но воду следует
взять с собой из Былыма. Встаем на ночевку на приглянувшейся площадке.
17,25 |
91,7 |
31,52 |
1232 |
дамба
водо-хранилища |
☼
, +17
ºС |
Осмотрели
окрестности, поднявшись на дамбу. Но водохранилища не увидели. Вдаль тянулся
Скалистый хребет и высился пик Наушидзе или «Тещины зубы», как его называют
местные жители.
16.08 (4 день) дамба водохранилища – Тырныауз – 23,7 км
Общий набор высоты – 511 м
Чистое ходовое время - 2 ч
10 мин
9.15 |
91,7 |
0 |
1232 |
дамба водо-хранилища |
☼, +16ºС |
Трек 4
Вышли на дорогу. Она, огибая дамбу, уходит в долину Гижгита. Через 1,7км
увидели озеро необычного зелено-голубого цвета
(фото 23). Нашли описанную А.А.Алексеевым тракторную дорогу, уходящую на
хребет. Но разведка после полутора часовых поисков вернулась с неутешительными
вестями. Дорога, где-то на высоте 150м, пропадает среди высокой травы. Все
склоны поросли травой и никаких признаков дороги. Водители, которых
удалось остановить внизу у реки, подтвердили догадку, что дорогой
давно не пользуются, и она перестала существовать. Но полевому берегу Гижгита в верховья уходит дорога,
которая петляет по хребту по
многочисленным летникам. И при желании в будущем можно проехать по ней. Вновь спускаемся на асфальт и, согласно
запасному варианту, едем по асфальту до Тырныауза (фото 24). Проехав город насквозь, по мосту переехали на
левый берег Баксана, и там, в кустах встали на обед и на полудневку.
13.55 |
115,4 |
23,7 |
1281 |
Тырныауз |
☼, +22ºС |
Фото 24
После дождей нужно было заняться велосипедами.
Произвели мелкий ремонт, чистку и смазку техники.
17.08
(5 день) Тырныауз – верховье
р.Тырныауз - 18,16 км
Общий набор высоты – 1117 м
Чистое ходовое время - 4
часа 50 мин.
9.30 |
115,4 |
0 |
1281 |
Тырныауз |
☼,
+12ºС |
Трек 5
Попасть на дорогу, ведущую
на перевал Большой Джурген проще из центра города. Когда едешь через город
вверх по ущелью, необходимо после моста свернуть на право. Ориентир
Фото 25 Фото26
кирпичная труба старой котельной. От нее начинается подъем по серпантину
(фото 25). Дорога удовлетворительная, на
первых 10 км вполне большую часть пути проходим в седле (фото 26). Солнце палит
нещадно, нет даже крошечной тени. Надо отметить, что туда и обратно снуют
машины с охотниками за металлом. Ездят безобразно, создавая опасные ситуации,
поэтому, услышав рев очередной машины приходиться съезжать на край дороги и
ждать, когда она пролетит мимо. Пришло время обеда. Надо искать воду. Вот и
родник.
13.00 |
128,33 |
12,93 |
2035 |
родник |
,+22ºС |
Только распаковались, и начался дождь. В
итоге, обед
затянулся. Дождавшись
конца ливня, возобновили движение
через 2 часа 40 минут. После такого отдых ехать стало легче, к тому же спала
жара. И даже пешеходные участки не портили настроение (фото 27). Вот и
небольшой спуск, потеряв 70 м высоты, оказались в верховье реки
Тырныауз. За речкой, очевидно, пошел перевальный взлет.
Фото 27
Предположив, что дальше маловероятно найти
подходящее место для ночевки, решили остановиться здесь. Хотя место не очень
понравилось. Открытая площадка прямо у дороги. Рядом выход из шахты, мало ли
кого занесет или сегодня вечером, или завтра рано поутру. Опять полил дождь.
17.10 |
133,56 |
18,16 |
2166 |
верховье
реки Тырныауз |
,
+16ºС |
Уже смеркалось, мы, закончив ужин, собрались
разбрестись по палаткам, когда сбылись наши худшие опасения. Из поднявшегося с
Тырныауза Уазика вывалились пятеро пьяных, по их словам, чабанов. Общение с ними
доставило нам немало неприятностей и даже, когда их удалось с большим трудом
спровадить, ночь провели беспокойно. Но к счастью все обошлось.
18.08 (6 день) верховье р.Тырныауз - перевал Большой Джаурген – р. Суарык – 16,39км
Общий набор
высоты – 633 м
Чистое ходовое время - 2 ч
43 мин (пешего радиального выхода - 2 ч 15 мин )
8.40 |
133,56 |
0 |
2166 |
верховье реки
Тырныауз |
☼
, +12ºС |
Трек 6
Фото 28
Фото 29
Вброд перебираемся на левый берег
(фото 28). Недалеко от начала подъема обнаружилась боковая дорога, уходящая за
кусты. Оказалось она ведет к штольне, вполне можно было устроиться на ночлег в
этом укромном месте, тогда, наверное, избежали бы ночных неприятностей.
Крутизна подъема весьма увеличилась, среднее значение почти 10%. Да и качество
дороги похуже (фото 29). Сегодня больше пеших участков. Перевальная точка (фото
30), видимо по традиции данного похода
встретила нас очередным дождичком.
Фото 30
Фото 31
Фото 32
Пятнадцатиминутная перевальная остановка и скатываемся вниз в долину реки Суарык, чуть выше слияния
ее с Ташоруном. Попадаем в палаточный городок геологов, они предлагают нам
остановиться около них, даже больше, в их свободной палатке. Мы с удовольствием
принимаем их предложение. Здесь мы хотели здесь задержаться, чтобы подняться на
перевал Суарык (3243м) на разведку возможности прохождения перевала
велогруппой. По описаниям со стороны Кыртыка (Зугулы) склон крутой,
осыпной.
12.05 |
149,95 |
16,39 |
2484 |
р.
Суарык |
☼
, , +19ºС |
Радушные
хозяева лагеря накормили нас превосходным обедом (фото 31). И мы отправились на
перевал (фото 32). Подъем не представляет особых сложностей даже для
велосипедистов. Почти до перевала идет геологическая дорога, но очень сложный
спуск к Кыртыку. Еще подумаешь, есть ли необходимость лезть туда с
велосипедами. А главное, есть ли смысл. Хотя, могла бы получиться красивая и
логичная связка двух пятерочных перевалов Суарык (1А) и Кыртыкауш (н/к, 3223м
). К возвращению в лагерь нас ждал
ужин.
19.0 8
(7 день) р.
Суарык – перевал Шаукам – пер. Бересун- Джылысу - 28,18км
Общий
набор высоты – 1037 м
Чистое ходовое
время -
6 ч 55 мин
Трек 7
Как
только мы встали, нас предупредили, что завтрак готов и после отъезда искателей
нас ждут в столовой. Упаковав рюкзаки, позавтракали и, распрощавшись с
геологами, двинулись в путь.
8.15 |
149,95 |
0 |
2270 |
р. Суарык |
☼
, ,+10ºС |
Фото
33
Фото 34
Дорога по правому склону долины спускается к мосту через Ташорун (фото
33). За мостом (2270м) - уходит в верховье, к перевалу Шаукам (Малый Джурген)
(фото 34). Вот тут мы и узнали что такое бездорожье на грани проезжести (фото
35). На седловине нас уже поджидал
традиционный дождь (фото 36). Снова напяливаем дождевики и через 10 минут
начинаем спуск.
12.30 |
159,36 |
9,41 |
2932 |
перевал Шаукам |
,
+22ºС |
Фото
35
Фото 36
А на спуске дождь еще усерднее нас поливает. На
крутых и опасных участках приходилось даже спешиваться. И только когда мы, спустившись правым бортом
долины р. Шаукам, достигаем устья Исламчата, дождь прекращается. По мосту
проезжаем на левый берег и начинаем подъем на перевал Бересун. Остановка 25
минут на перекус. Продолжаем подъем. С удивлением замечаем, насколько
ухудшилось состояние дороги на этом участке за 2 года прошедших с нашего
посещения этих мест (фото 37).
Некогда укатанная щебенка теперь напоминает
до-рогу, по которой волоком тащили бревна (фото 38). Нас обогнал внедорожник и
остановился. Водитель вышел, поджидая нас. Разговорились. Рассказал, что у него
здесь дом, живет недалеко. На перевале Бересун есть дорога, уходящая вправо,
это она и ведет на Канджол. Поднявшись на седловину, мы увидели грунтовую
дорогу, исчезающую в траве. На такой глине в ненастье не сладко придется. С перевала открывается изумительный вид на
Эльбрус. Внизу виден каньон Малки, левее палаточный город. Дорога спускается к мосту через приток
Малки.
Здесь должна быть видна тропа на Северокаракайский
перевал. Мы ее не нашли
Фото37
Фото 38
.
15.10 |
173,4 |
23,45 |
2488 |
перевал
Бересун |
☼
,+20ºС |
Спуск – подъем, еще
чуть-чуть и мы в «Долине песчанных замков».
16.08 |
178,13 |
28,18 |
2378 |
«Долина
песчанных замков» |
☼
, +18 ºС |
20.08 (8 день) Джылысу
-перевал Каяэшик (со стороны Кызылкола) – р.Харбаз – 22,93 км
Чистое ходовое
время -
4 ч 05 мин
Трек 8
12.55 |
178,13 |
0 |
2378 |
«Долина песчанных
замков» |
☼,+20ºС |
После завтрака отправились
собирать информацию о дороге на Западный Канджол. Машин в округе много, но
большинство издалека. После долгих поисков нашли грузовик, который возит сюда продукты.
Но водитель куда-то ушел, работники кафе сказали, что к обеду должен вернуться
и, что он знает эту дорогу. Поиски продолжили. Наткнулись на водителя «Нивы»,
который ездил по этой дороге. Выяснилось, что дорога есть, но брод из-за
высокой воды в этом году непреодолим. В прошлом году вода перехлестывала через
капот, а в этом годы уровень воды выше. Имеющегося у нас снаряжения не
достаточно для организации переправы. В итоге, мы, пообедав, отправились по запасному варианту маршрута на перевал
Каяэшик. Через каменный завал мимо водопада Султан (фото 39) и горячего источника
поднимаемся к поляне Эмануэля
Фото 39
Фото 40
Фото 41
по
тропе (фото 40). Эльбрус виден во всей красе (фото 41). Дорогая проходит мимо
поляны, огибает отрог и по его западному склону поднимается на автомобильный
перевал (фото 42). Дорога хоть и каменистая, но наезженная (фото 43). Самая
высокая точка находится на склоне г.Сирх. Ниже видна развилка. Вправо уходит
дорога, спускающаяся к Малке (фото 44), а затем,
Фото 42 Фото
43
13.40 |
182,9 |
4,77 |
2801 |
Перевал
Каяэшик |
☼,
+27 ºС |
через
мост ведущая на перевал Бересун. Мы проезжаем развилку прямо, к г.Тузлук. С радостью
видим, что менгир (фото 45), который был на грани гибели, цел и невредим. Его
спасли, отодвинув от края пропасти.
Фото 44 Фото
45
Фото 46
Фото 47
На следующей развилке сворачиваем вправо (прямо дорога на
плато Бечасын). Мы оказались на водоразделе между р. Малкой и р. Ингушли.
Встаем на обед перед подъемом на плато (фото 46), воду берем из ручья. Дует сильный западный ветер, приходится вещи
держать под контролем.
14.25 |
191,48 |
8,58
|
2112 |
ручей |
☼,
+25 ºС |
На обед 2 часа. Начинаем подъем на небольшое плато. Три года назад здесь была щебенистая дорога, вполне укатанная. Такой она сохранилась только на пологих участках, находящихся в верхней части подъема. А крутые участки больше похожи на бездорожье (фото 47,48,49) , чем на дорогу.
Фото 48
Фото 49 Фото
50
17.15 |
193,5 |
11,14 |
2357 |
плато |
☼ , +20 ºС |
Проехав
4, 38 км по плато (фото 50) спускаемся к Харбазу. Получили от водителя
информацию, что за Харбазом строят
дорогу. На мосту идут работы. Ночевку планировали на берегу, там были
подходящие для этого площадки. Пришлось отказаться от этого плана и искать
место на спуске, там, где начался лес. Единственно, что удалось найти –
площадку на склоне в 20м от дороги. Воды нет.
18.20 |
201,6 |
22,93 |
2088 |
ночевка |
☼ , +19 ºС |
21.08 (9 день) р.Харбаз – перевал Харбазский - т/б
«Долина нарзанов» - пер.Шиджатмаз –р. Кичмалка – 54,45 км
Общий набор высоты –
1398 м
Чистое
ходовое время - 9 ч 15 мин
7.00 |
201,6 |
0 |
2088 |
ночевка |
☼,
+10 ºС |
Трогаемся
в путь без завтрака, завтракать останавливаемся у реки. Здесь, в районе моста
развернута большая стройплощадка с различной техникой и несколькими вагончиками
для строителей, они здесь и живут. Ближе к восьми часам на площадке начались
работы. Строили дорогу и меняли, для чего – то, на этом участке русло реки.
Правильно мы сделали, что остановились выше на ночлег. На готовку и прием пищи
ушел час с небольшим. И мы продолжили путь.
Фото 51
Трек 9
8.40 |
204,05 |
2,45 |
1793 |
р.Харбаз |
☼, +19
ºС |
Уже
за мостом дорога стала шире, метров 10. Едем по рыхлому, после работы грейдера, грунту. Туда - сюда снуют
огромные машины (фото 51). Примерно через 5 км выбрались на укатанную мелкую
щебенку (фото 52). Вскоре начинается перевальный взлет - 12% подъем около двух
километров (фото 53).
10.40 |
212,08 |
10,48 |
2381 |
перевал Харбаз-ский |
☼, +24 ºС |
Фото 52
Фото 53
Трек 10
Спуск с начала пологий - 6 км. Потом - очень
крутой, серпантином по ущелью в долину
р.Хасаут к т/б «Долина Нарзанов» по
такой же щебенистой дороге. Спуск сложен
крутыми почти на 180º поворотами,
отягащенными рыхлой структурой дороги.
12.20 |
226,2 |
24,23 |
1320 |
т/б
«Долина нарзанов» |
☼,
+27 ºС |
Прямо
у обочины рядом с родником начали готовить обед, когда подошел один из строителей.
Он представился поваром строительной бригады и пригласил нас у них отобедать.
Свернув свое хозяйство, отправились в столовую. За обедом и беседой прошел час.
Пора в дорогу. Впереди 5-ти километровый подъем с набором высоты 701 м.
15.15 |
237,04 |
29,46 |
2020 |
перевал
Шиджатмаз |
☼,
+25 ºС |
Сразу
после окончания подъема – развилка дорог (трек 10). Дорога прямо - на
Кисловодск через с.Кичи-Балык, направо, по водоразделу рек Малки и Кенделен (на
картах искаженно – Гунделен, переводится как «поперечная») на приток Малки Кичемалку. Дорога идет по слабопересеченной
местности с постепенной потерей высоты почти
25 км–ой протяженности. Опять
прокололось колесо. Ремонт, а заодно и перекус – 30 минут. Остановка у
моста.
19.50 |
256,05 |
54,45 |
1050 |
р.Кичмалка |
☼ , +16 ºС |
Уже
темнеет, до с.Кичмалка немного не
доехали, километра 2. Дальше ехать нельзя, надо вставать на ночлег. Особо укрыться
негде, берега реки голые. Остается, воспользовавшись наступающей темнотой,
поставить палатки. Ужин готовить на примусе в палатке и завалиться спать
быстрее, чтобы пораньше встать. А тут и дождь заморосил.
22.08 (10 день) р.Кичмалка – с. Каменномостское –
п.Малка – г.Баксан – Чегем 2 – 78,55 км
Общий набор высоты – 351 м
Чистое ходовое время - 7 ч 35 мин
8.20 |
256,05 |
0 |
1050 |
р.Кичмалка |
, +16 ºС |
Все утро моросит дождь, порой
усиливаясь. В палатке готовили, там же и позавтракали.
Трек 11
За мостом начался асфальт. Дорога почти ровная с небольшими перепадами. В
Каменномостском закупили продукты, перекусили. Дождь не прекращается. Пошла
населенка. От обеда отказались. В такую погоду и готовить не хочется, да и
время жалко. Сегодня надо проскочить густонаселенный участок, чтобы на ночевку
встать на спокойном месте.
Еще один перекус в п. Куба-Таба. Баксан объезжаем по окружной
дороге. Дождь с нами расставаться не хочет. Только к вечеру угомонился. В Чегем
въехали без дождевиков и даже по сухой дороге. Сразу на въезде – поворот на
Чегемские водопады. Уже 18.00 пора подумать о месте ночлега. Опять закупаем
продукты и прямо на обочине перекусываем.
До Лечинкая 15 км. На этом
промежутке, если повезет, надо найти место для ночлега. Пока вокруг только
поля. Тут подошел средних лет мужчина. Разговорились. Он предложил переночевать
у него на охраняемой территории сельхозбазы, так как у них не совсем спокойно и не безопасно,. Он предприниматель
- аграрник. База находится в 300м от поворота по дороге на водопады. Решили
принять его предложение.
18.30 |
334,6 |
78,55 |
494 |
Чегем 2 |
☼ ,
+20 ºС |
23.08 (11 день)
Чегем 2 – с. Н.Чегем – с.Хуштосырт - Актопрак - 46,55 км (Трек 12)
Общий набор высоты
- 936 м
Чистое ходовое
время - 4 ч 15 мин.
9.00 |
334,6 |
0 |
494 |
Чегем 2 |
☼ , +18 ºС |
Поблагодарив радушного хозяина, отправляемся в путь. Дорога
асфальтированная, хорошего качества, машин мало. Проезжаем села Лечинкай и
Нижний Чегем (фото 54, 55). В Н.
Чегеме прокололи колесо, пока чинились, выяснилось, что пора перекусить. Выезжаем из села через 1ч 15 мин.
13.30 |
373,6 |
23,8 |
880 |
Чегемские
водопады |
☼ ,+21 ºС |
Полчаса
на фотосеcсию. Еще один рывок до Актопрака .
Асфальт кончился на водопадах (фото 56). Но дорога хорошая, мелкая щебенка.
Плавный набор высоты.
15.00 |
381,2 |
46,55 |
1200 |
Актопрак |
☼ , +20ºС |
Трек 12 Фото
54
Встаем
на обед. Но позже выяснилось, что по ряду причин необходимо остаться здесь
ночевать.
Фото55
Фото56
24.08(12
день) Актопрак – с. Эльтюбю –
пер. Кубадайги– место ночевки у валунов – 25,28 км
Общий набор высоты – 1528
м
Чистое ходовое время - 5 ч
18 мин
9.05 |
381,15 |
0 |
1200 |
Актопрак |
☼, +10 ºС |
До
Эльтюбю поднялись за час (фото 57). Двое добровольцев пошли узнать, нельзя ли где купить айрана, а
вернулись смущенные и с двумя пакетами всякой снеди, в том числе 2 бутыли
айрана, которой угостила их хозяйка
первого же дома, куда они обратились. Проезжаем мост через Чегем и сворачиваем
налево по грунтовой дороге. Через 50м - брод, после него начинается подъем по
левому склону ущелья реки Кардан (фото 58), через 2 км дорога уходит влево и
спускается к ней только в верховье. Здесь у брода останавливаемся.
Трек13
Фото 57
13.00 |
400,6 |
19,45 |
2140 |
р.Кардан |
☼,
+32 ºС |
Фото 58
Фото 59 Фото 60
Два часа на обед и отдых. Отсюда начинается
крутой подъем, рекомендуем рюкзаки взять на плечи (фото 59, 60). Далее дорога
подходит к ЛЭПу, пошел каменистый склон (фото 62).
Фото 61 Фото
62 Фото
63
16.25 |
402,8 |
21,65 |
2520 |
Перевал Кубадайги |
☼, +28ºС |
На перевале 20 минутная остановка.
Спускаемся в седле, но особо на такой щебенке не разогнаться. Добрались до нашей стоянки у валунов (фото
61). Это последнее подходящее место для ночевки вплоть до альплагеря. За ущельем Черека просматриваются снежники
Главного Кавказского хребта (фото 63).
17.00 |
406,43 |
25,28 |
2093 |
валуны за перевалом |
☼,+18 ºС |
25.08 (13 день)
место ночевки - с. Безенги – а/л Безенги - 27,1 км
Общий набор высоты
- 1043 м
Чистое ходовое время -
4 ч 43 мин.
9.10 |
406,43 |
0 |
2093 |
валуны заперевалом |
☼, +15 ºС |
До коша все та же крупная
щебенка. Зато потом бодрый спуск около 10 км до села.
10.05 |
415,7 |
9,27 |
1439 |
с.Безенги |
☼,
+22 ºС |
Трек 14 Фото
64
На 30 минут заходим в магазин. В селе
и ниже его дорога асфальтовая, выше – грунтовая каменистая. Проезжаем
4 км пологого подъема до заставы
(фото 64). Минут 20 на формальности и едем дальше. Дорога чем дальше, тем
каменистее. За время нашего отсутствия количество бродов не уменьшилось,
пришлось их опять преодолевать (фото 65).
Вот и старая застава. За ней мост через Черек. Перед мостом хорошая
стоянка. Останавливаемся на обед. Воду
берем из реки.
12.30 |
428 |
21,57 |
1866 |
старая
застава |
☼,
+29 ºС |
Стоянка
2 часа. За мостом дорога сплошь из крупных камней (фото 66). Еще один рывок и
мы снова в альплагере (фото 67). Наш товарищ, проболев неделю, встретил
Фото 65
нас бодрым
(фото 68) Фото 66
15.30 |
433,53 |
27,1 |
2137 |
а/л
Безенги |
☼,
+22 ºС |
Занимаемся
хозработами и подготовкой к завтрешнему радиальному
выходу
26.08 а/л Безенги - дневка (14 день)
Фото 67
Фото 68 Фото
69
Радиальный
выход по леднику Безенги до
Безенгийской стены (фото 69).
27.08 (15 день) а/л Безенги - р.Урвань - 71,5 км
Общий набор высоты - 645 м
Чистое ходовое время - 6 ч 43 мин.
9.10 |
433,53 |
0 |
2137 |
а/л Безенги |
☼, +14
ºС |
Трек 15
Вновь проезжаем спуск до с. Безенги
(фото 70). В селе начинается ас-фальт. В прошлом году заасфальтировали до п.
Карасу. Проезжаем Черекские водопады, не такие
большие и известные, как Чегемские, но тоже
интересные (фото 71). Перед поселком -
мост. Проезжаем на правый берег. Дорога идет круто вверх. Потом спуск такой же
крутой, но уже вместо асфальта – каменистая горная дорога. В конце спуска
выехали на асфальт. Проезжаем Бабугент, Кашхатау Аушигер. Местность в общем слабо
пересеченная, но за Кашхатау и Аушигером
12 % затяжные подъемы. До Нальчика остается километров 18-20,
там можно переночевать в офисе
альплагеря, но уже чувствуется усталость. Встаем на ночлег на берегу.
18.50 |
505,03 |
71,5 |
437 |
р.
Урвань |
☼,
+28 ºС |
Фото 70 Фото 71
28.08 (16 день)
р. Урвань - Нальчик – окружная дорога г. Баксан – 32 км ущелья Баксана
-71,5 км
Общий набор высоты - 747 м
Чистое ходовое время - 7 ч 10
мин.
8.30 |
505,03 |
0 |
437 |
р. Урвань |
☼, +18 ºС |
Едем весь день, довольно
интенсивное автомобильное движение.
Проезжаем Нальчик, особо не задерживаясь. Город Баксан объезжаем по окружной дороге.
Начинается сплошная полоса (около 20 км) населенных пунктов. Дорога –
Трек16 Фото 72
хороший
асфальт по среднепересеченной местности с общим набором высоты. Перекусываем прямо у магазинов в с. Исламей и с. Жанхотеко.
За Жанхотеко машин на дороге стало намного меньше (фото 72). Возле 32-го километражного
столба налево съезд по грунтовой дороге, который приводит на берег р. Баксан в заросли
облепихи и шиповника. Место удобное для
обеда и ночевки. Есть дрова, но вода только из Баксана. Встаем на ночлег.
18.40 |
577,23 |
72,2 |
747 |
32
км |
☼,
+30 ºС |
29.08 (17 день) 32 км ущ. Баксана – 68 км - 36,4 км
Общий набор высоты - 1068 м
Чистое ход. время - 5 ч 10 мин.
8.50 |
577,23 |
0 |
747 |
32-ой км |
☼, +19 ºС |
До Тырныауза опять
тягун. С утра встречный ветер.
Проезжаем Бедык, Былым
и Тырныауз (фото 73).
От Тырныауза начинаются небольшие до 50 м перепады высот. На
выезде из города останавливаемся на левом берегу Баксана на обед. На ночь останавливаемся на 68 км. У моста через
приток Баксана налево уходит грунтовая дорога, идущая на покосы. В речке
Трек17
Фото 73
чистая вода.
Останавливаться следует так, чтобы не топтать пригодную для кошения траву,
где-то с краю покосов, чтобы не возник
конфликт с косарями.
16.50 |
613,33 |
36,1 |
1815 |
68-ой
км |
☼,
+24ºС |
30.08 (18 день) 68-ой км -
Азау - 44,4 км
Общий набор высоты - 481 м
Чистое ходовое время - 4 ч 40 мин.
9.20 |
613,33 |
0 |
1815 |
68-ой км |
☼, +15 ºС |
Вновь ветер встречный. В районе Верхнего Баксана дорога выполаживается. А через 5 км идет ряд крутых поворотов с перепадами высот до 30 м. С п. Эльбрус начинается цепь поселок и турбаз вплоть до Терскола. Далее до Азау пока построек нет, можно встать, где понравиться. Мы же, закупив в Терсколе продукты, так как дальше магазинов нет, только кафе, едем до Азау. Перед первой гостиницей слева - съезд ведущий на берег р.Азау. Здесь несколько туристских стоянок. Есть дрова - сосновые ветки, можно с пригорка принести со строек отходы досок.
Фото 74 Фото 75
Разбиваем лагерь (фото 74), маршрут
завершен. На завтра, в качестве приза, - подъем на Эльбрус (фото 75.
У нас несколько дней до отъезда, чтобы
подняться до скал Пастухова своим ходом.
Пожить там и погулять по склону до седловины (фото 76). Подняться на
вершины не позволила погода.
15.20 |
657,8 |
44,4 |
2296 |
Азау |
☼, +24 ºС |
|
|
|
|
|
|
Фото76
5.Определяющие препятствия на маршруте.
Таблица 3
|
|
Макс.
Высота, м |
Набор
высоты, м |
Средний
уклон в % |
Баллы
по МКВМ |
Категория
трудности |
|
|
2520 |
1108 |
8 |
4,113 |
4 |
2 |
пер.
Доргунташ |
1952 |
752 |
7,71 |
2,296 |
2 |
3 |
Пер.Шаукам |
2932 |
566 |
10,49 |
5,929 |
5 |
4 |
Пер.Джаурген |
2817 |
1517 |
6,66 |
5,24 |
4 |
5 |
Пер. Кубадайги (с севера) |
2520 |
1000 |
13,2 |
6,0 |
5 |
6 |
Пер. Харбаз |
2380 |
635 |
8,05 |
2,499 |
3 |
7 |
Пер.
Шиджатмаз |
2020 |
701 |
13,6 |
3,4 |
3 |
8 |
Участок:
спуск с пер.
Шаукам- пер. Бересун- пер. Каяэшик-р.Харбаз |
Кв=1,271 Кпер=1,4 Кпк=1,6 Кпр=1,409 |
|
|
4,01 |
4 |
9
|
Спуск
от а/л Безенги до старой заставы (5,5км) |
Кв=1,22 Кпер=0,8 Кпк=2,0 Кпр=1,05 |
|
|
2,05 |
2 |
10 |
Спуск
от старой заставы до с.Безенги (11 км) |
Кв=1,15 Кпер=1,0 Кпр=1,11 Кпк=1,6 |
|
|
2,04 |
2 |
Баллы за препятствия на маршруте
2 категории трудности 2,296+ 2,05+ 2,04 = 6,388 В зачёт идут 5 баллов
3 категории трудности 2,499+ 3,4= 5,899 В зачёт идут 5 баллов
4 категории трудности 4,113+5,24+4,01 = 13,363 В зачёт идут 13,363 балла
5 Категории трудности 5,929 + 6,0 = 11,929 В зачёт идут 11,929 балла
Итого: 35,29 баллов идут в зачет за протяженные
препятствия.
Протяженные препятствия, не идущие в зачет по
МКВМ и прочие⃰
Таблица 4
№ |
Препятствия |
Макс.
Высота, м |
Набор
высоты, м |
Средний
уклон в % |
Баллы
по МКВМ |
Категория
трудности |
|
Пер.
Бересун |
2488 |
228 |
8,22 |
2,299 |
2 |
|
Пер.
Каяэшик |
2800 |
440 |
8,73 |
3,262 |
3 |
|
Подъем
в а/л Безенги |
2137 |
477 |
10,96 |
2,95 |
3 |
⃰ Препятствия, вошедшие в связку при их
раздельном расчете.
Расчет эквивалентного
пробега.
Таблица 5
№ |
Локальные препятствия |
Эквивалентный пробег, км |
Примечание |
1 |
18 бродов |
9 |
|
2 |
Движение по камням |
20 |
|
Итого: 29 км
Интенсивность.
I = (Lф+ЛП)*1,2*Тн/Тф*Lн = (657,8+29)*1,2*16/16,5*700 = 1,13
При расчете не учитывалось время, затраченное на пешие радиальные выходы.
Автономность.
А=1,4х5/16,5 + 1х11,5/16,5 = 1,12
Таблица 6
Время прохождения |
Участок маршрута |
Кол-во автономных дней |
Показатель автономности |
17.08 – 21.08 |
Тырныауз – р.Кичмалка |
5 |
1,4 |
|
|
|
|
6. Расчет КС похода.
Суммарная оценка категории сложности похода в баллах определяется по формуле:
КС = П * I * А = 35,29*1,13*1,12=44,7 балла
Условия МКВМ выполнены
7.
Дополнительная информация.
Снаряжение:
1.
В походе использовались два горных велосипеда
(фото 1) среднего уровня с оборудованием класса DEORE
и гидравлическими дисковыми тормозами. Еще один горный велосипед с
оборудованием класса ACERA
и «механикой». Четвертым был собранный на раме Харьковского «Туриста» гибрид с
компонентами «базарного уровня». Некоторые проблемы создавали дисковые тормоза,
которые перегревались при движении по очень крутым спускам со скоростью 5-8
к/час. Приходилось останавливаться и ждать, пока остынут. За весь поход были
потеряны (всего!) три спицы. За три дня до окончания похода лопнула рама ХВЗ в
кареточном узле.
Багажники:
стальные, сваренные из тонкостенных (0,5 мм) труб весом 0,9 кг (фото 1);
титановый сваренный из 6мм прутка и алюминиевый - из трубок соединенных на
болтах.
Фото
1
2.
Использовались велорюкзаки с
плечевыми ремнями: один перешит из стандартного рюкзака. Два самодельных новой
конструкции рюкзака сшиты так, что легко переделываются из велобаула (фото 2) в
рюкзак комфортный для длительной переноски (фото 3). Для этого необходимо
закрепить на нем переносную систему. Эти рюкзаки имеют широкие и мягкие
плечевые ремни (стрелка 1), такого же качества пояса (стрелка 2) с широкими
стропами и застежками-самосбросами. Пояс помогает уменьшить нагрузку на плечи.
Максимально сохранены достоинства горных рюкзаков. Рюкзак плотно прилегает к
телу, не перекашивается, не ерзает по спине.
2 11
Фото 2
Фото 3
Не требуется тщательная упаковка рюкзака
для достижения комфорта при переноске.
3. Для приготовления пищи наряду с газовым
приму-сом использовали печку (фото 4), изготовленную из полос стали толщиной
0,7 мм и рояльных петель в качестве шарниров. Она шестигранная, складная, с
проволочной конфоркой для установки посуды, без дверцы и колосника. Котелок 4л
плотно садится внутрь на 1/3 своей высоты, что значительно увеличивает КПД
печки. Вода закипает очень быстро, при этом готовить можно как на мелких
ветках, так и на щепках. При готовке на газовом примусе использовалась как
экран.
4.
В походе пользовались GPS навигатором MAINNAV-750 .
Фото 4
8. Источники информации.
1. Отчет
5 к.с. рук. П.А.Протопопов 2000г.
2. Отчет
5 к.с. рук. В Комочков 1997г.
3. Отчет
2 к.с. рук. П.А.Протопопов
2009г.
4. Отчет
5 к.с. рук. А.Ш.Галеева 2009г.
5. Отчет
2 к.с. рук. П.А.Протопопов 2006г.
6. Отчет
2 к.с. рук. О.В.Смирнова 1998г.
7. Отчет
5 к.с. рук. А.И.Григорьев 2002г.
8. А.А.Алексеев «Эльбрус и его отроги»
9. Приложение (паспорта перевалов)
Паспорт перевала БЕРЕСУН
1. Общая информация
Район: Кавказ
Подрайон: Центральный Кавказ
Расположение:
Границы: р. Шаукол – р. Малка
2. Характеристика трудности
препятствия
Общая протяжённость:
подъёма – 2,77 км
в том числе: каменистая горная дорога со значительными
неровностями – 2,77 км, Кпк=1,4;
Абсолютная высота:
начала подъёма – 2260 м
высшей точки – 2488 м
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1,298
Общий набор высоты – 228 м
Коэффициент набора высоты Кнв=1,014
Средний уклон: 8,22%
Коэффициент крутизны Ккр=1,248
Сезонно-географический показатель (высокогорье, сентябрь) –
1,0
Балльная оценка трудности препятствия:
КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ=2,299
Категория трудности по МКВМ – 2
Время подъёма – 1ч
Время спуска –45 мин
3. Высотный профиль
препятствия
4. Описание прохождения
Через 11,2 км. спуска с пер.
Шаукам вдоль р. Шаукол в районе впадения
в него р.Исламчат попа-даем на мост. Здесь пересекается несколько дорог. Кроме нашей, слева вдоль Исламчата
спуска-аются дороги с перевала Кыртыкауш, одна, в основном по руслу реки,
другая (старая) - чуть выше реки по её левому склону. Все они соединяются в
одну, которая за мостом сначала идет около 1 км вдоль Шаукола вниз по течению.
Затем поднимается по склону на пер.
Бересун. Дорога крупно-каменистая, крутизна около 10%. Через 2,77км после крутого левого поворота
- высшая точка перевала.
С перевала видны обе вершины г. Эльбруса. Спуск
2,8 км к притоку р. Малка.
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Автор (соавтор) паспорта
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
Время прохождения препятствия
19
августа 2010 г.
Паспорт перевала ДОРГУНТАШ
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
ур. Доргунташ
Границы:
р. Чегем – р. Кестанты
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
подъёма (прохождение с юга) – 9,75 км
в том
числе:
каменистая
дорога – 9,75 км, Кпк=1,3;
Абсолютная
высота:
начала
подъёма – 1200 м
высшей
точки – 1952 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,19
Общий
набор высоты – 752 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,276
Средний
уклон: 7,71%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,214
Сезонно-географический
показатель (лето) – 1,0
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ=2,396
Категория
трудности по МКВМ – 2
Время
подъёма – 3ч 30 мин
Время
спуска – 1ч 10 мин
3.
Высотный профиль препятствия
4. Описание прохождения
Через 13,3 км после с. Эльтюбю
вниз вдоль р. Чегем около коша Актопрак р. Кекташ впадает в Чегем. За мостом
поворот налево ответвление дороги ведущей на перевал. Перед поворотом есть
указатель. Сразу после поворота начинается 7% подъем. До перевальной точки 9, 5
км. Дорога каменистая, размеры камней до 3 см. Крутые участки преодолеваем
пешком. Спуск 8,5 км той же крутизны , что и подъем , к концу более пологий,
приводит в п. Былым.
Дополнительные
сведения
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Автор (соавтор) паспорта
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
Время прохождения препятствия
15
августа 2010 г.
Паспорт перевала ДЖАУРГЕН
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
ур.Сурьма
Границы:
р.Баксан(г.Тырныауз) – р.Ташорун
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
подъёма
(прохождение с востока) – 23,16 км
в том
числе:
каменистая
горная дорога со значительными неровностями – 23.16 км, Кпк=1,7;
Абсолютная
высота:
начала
подъёма – 1300 м
конца
крутого участка – 2777 м
высшей
точки – 2817 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,363
Общий
набор высоты – 1517 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,917
Средний
уклон: 6,55%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,18
Сезонно-географический
показатель (лето) – 1,0
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ=5,24
Категория
трудности по МКВМ – 4
Время
подъёма – 5ч 50 мин
Время
спуска – 1ч мин
3.
Высотный профиль препятствия
4. Описание
прохождения
Подъем на перевал начинается
после моста через р.Баксан в середине
г.Терныауз. За мостом пово-рачиваем направо (при движении по городу вверх по
течению Баксана). Через 100 м мимо
полураз-рушенных промышленных зданий дорога уходит влево на серпантин. Покрытие
– крупная щебенка, местами каменистая (размер камней до 12 см). Уклон
от 6% до 10% . Вдоль и поперек дороги текут множество ручьев и родников.
Подъем серпантинный. Через 7,7 км (выс.
1850м) на левом повороте очередного серпантина вправо в лес уходит ели заметная дорога со сбросом высоты. Как говорили
местные эта дорога по “солнечной “
стороне на перевал более легкая. ( С перевала эта дорога хоро-шо видна, на
перевал она не выходит, а соединяется с основной дорогой при спуске с перевала).
Сбрасывать высоту не хочется - едем дальше по серпантину по “теневой ” стороне.
На 11км (высота 2035м) подъема справа - родник. На метровой высоте
торчит труба. Хорошее место для обеда или ночевки. Через 3,6 км серпантинного
подъема до высоты 2248 м - крутой
километровый спуск к реке Тырныауз. Сброс высоты 85 метров. Слева
железобетонный вход в сырую холодную шахту. Справа большая поляна. Дров нет,
только полугнилые доски. Место ночевки. Дальше 50 м идем по одному из рукавов
реки и через крупные валуны и промоины переплавляемся через основное русло. Сразу начинается крутой 14% подъем.
Дорога идет серпантином. На высоте 2777 м
кончается крутой участок. Далее
плавный набор высоты. Высота перевала 2817 м по GPS. Хорошо просматривается “солнечная “ сторона подъема. Через 8 км
спуска слева на поляне у реки Суарык , текущей с вершины Суарык - палатки геологов (в. 2380 м). Через 3,7 км мост через р.Ташорун (в.2270 м ).
Источники
информации
Отчёт о велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
Время прохождения препятствия
17
августа 2010 г.
Паспорт перевала Кубадайги (прохождение с севера)
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
Скалистый хребет
Границы:
с.Эльтюбю - с.Безенги
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
подъёма – 7,55 км
в том
числе:
каменистая
дорога – 4,95 км, Кпк = 1,6;
бездорожье,
каменистый склон – 2,6 км, Кпк = 2,5
Усредненный
коэффициент дорожного покрытия Кпк = 1,91
Абсолютная
высота:
начала
крутого участка подъёма – 1520 м
высшей
точки – 2520 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,3
Общий
набор высоты – 1000 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,4
Средний
уклон: 13,2%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,68
Сезонно-географический
показатель (лето) – 1,0
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ= 5,86
Категория
трудности по МКВМ – 5
Время
подъёма – 4ч 05 мин
Время
спуска – 1ч 37 мин
3. Высотный профиль
препятствия
Актопрак перевал Кубадайги с севера
4. Описание прохождения
Проезжаем с.Эльтюбю, по мосту
попадаем на правый берег Чегема. Далее
дорога уходит в Верхний Чегем (Булунгу). Сразу за мостом слева примыкает
грунтовая дорога, ведущая на перевал. Через 50 м, после брода, начинается 10% подъем. Покрытие – грунт с
крупными камнями. Много правых при-мыканий дорог, идущих на пастбища.
Придерживаемся левых дорог. Через 1,9 км ручей, стекающий с левого склона.
Вверх вдоль ручья идет тропа к развалинам Думала. Не доходя до них, есть
хорошее место для ночевки или обеда. Далее дорога уходит влево от реки вверх по
склону. Не большие, но крутые, более 12%
взлеты, с трудом преодолеваются пешком.
На 2,9км , 3,7км, 5,8 км коши. Через 6,7 км спуск к р. Кардан. Далее каменистый 19% склон. До перевала 2,6км, дорога приблизилась к ЛЭПу. Часть группы
надевает рюкзаки на плечи – так двигаться легче. Спуск в Безенги - сначала 3,4 км по крупнокаменистому серпантину, потом по
щебенистой дороге до села.
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Автор (соавтор) паспорта
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
23
августа 2010 г.
Паспорт перевала Кубадайги (прохождение с юга)
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
Скалистый хребет
Границы:
п.Безенги – п.Эльтюбю
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
подъёма
(прохождение с юга) – 13,88 км
в том
числе:
каменистая
дорога – 10,48 км, Кпк=1,6;
бездорожье,
каменистый склон – 3,4 км, Кпк=2,0;
Усредненный
коэффициент дорожного покрытия Кпк=1.7
Абсолютная
высота:
начала
подъёма – 1412 м
конца
крутого участка –2520 м
высшей
точки – 2520 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,3
Общий
набор высоты – 1108 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,508
Средний
уклон: 8%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,234
Сезонно-географический
показатель (лето) – 1,0
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ = 4,113
Категория
трудности по МКВМ – 4
Время
подъёма – 4ч 45 мин
Время
спуска – 1ч 55 мин
3.
Высотный профиль препятствия
пер. Кубадайги с юга
4. Описание прохождения
Подъем начинается с середины п.
Безенги. После моста через р.Кышлыксу (при движении вниз по течению Черека)
необходимо свернуть влево в первый переулок, в конце которого сворачиваем
вправо и попадаем на каменистую дорогу поднимающуюся вверх по склону. Вскоре
дорога уходит из ущелья реки Кишлыксу и через 7-8 км
возвращается обратно в ущелье Кишлыксу к кошу, от которого начинается подъем на
перевал. Вдоль самой речки есть тропа,
которая через 3 км приводит к этому кошу. Но это для пешеходников. Первые 10км
хорошо укатанная щебенистая дорога. Далее на перевальном взлете она ухудшается
и представляет собой рыхлый грунт с крупной щебенкой. Первоначальная крутизна 8,69% через 7 км
уменьшается, начинается 3км пологий подъем. С 10,5 км начинается каменистый
склон. Направление хорошо читается. Камни размером 5-15 см. Этот участок не
ремонтируется и не обслуживается. Проходят только двуосные машины, забрасывают
интуристов до перевала. Крутизна взлета 15,29%, протяженность 3,4 км. Спуск до
с.Эльтюбю 10,7 км., сначала крутой (16%) 2,4 км по каменистому склону, потом
8% до села. Машины на верхнем участке не
проходят.
Отчёт о велопоходе 5 к.с. по Кавказу,
2010
Автор (соавтор)
паспорта
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
14
августа 2010 г.
Паспорт перевала КАЯЭШИК
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
г.Сирх
Границы:
р.Малка (ис.Джылы-Су) – приток р.Малки
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
Подъёма
– 5,04 км
в том
числе:
каменистая
горная дорога со значительными неровностями – 5,04 км, Кпк=1,7;
Абсолютная
высота:
начала
подъёма – 2360 м
начала
крутого участка – 2360 м (расчет Кнв, Ккр по этой точке)
высшей
точки – 2800 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,36
Общий
набор высоты – 440 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,12
Средний
уклон: 8,73%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,26
Сезонно-географический
показатель (высокогорье, сентябрь) – 1,1
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ=3,263
Категория
трудности по МКВМ – 3
Время
подъёма –1:20ч
Время
спуска –50 мин
3.
Высотный профиль препятствия
4. Описание прохождения
Из Джылысу идем на запад к горячим
источникам. Перед горячей ванной валуны
размером 50-60 см до самого моста (50 м). Мост полуразрушен, из стальных
конструкций. После моста направо, сразу начинается 15% подъем 1,4 км. В конце
подъема открывается г. Эльбрус. Далее небольшой спуск на поляну Эмануэля. Дорогая проходит мимо поляны, огибает отрог и
по его западному скло-ну уходит на крутой 20% подъем около 300 метров.
Далее крутизна падает до 8-10% до самого
пе-ревала. Высота перевала 2800 м. Спуск 8,4 км
до притока р.Малка ( высота 2082м).
Источники информации
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Автор (соавтор) паспорта
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
20 августа
2010 г.
Паспорт перевала ХАРБАЗ
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
Границы:
река Харбаз – гора Харбаз
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
Подъёма
– 7,89 км
в том
числе:
мелко
каменистая дорога – 7,89 км, Кпк=1,3;
Абсолютная
высота:
начала
подъёма – 1744 м
высшей
точки – 2380 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,276
Общий
набор высоты – 635 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,218
Средний
уклон: 8, 05%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,236
Сезонно-географический
показатель (высокогорье, сентябрь) – 1,0
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ=2,499
Категория
трудности по МКВМ – 3
Время
подъёма –2 ч
Время
спуска –1ч 7 мин
3.
Высотный профиль препятствия
4. Описание
прохождения
Сразу после моста через р. Харбаз
начинается 12% подъем. Ведется строительство нового моста и расширение дороги.
Реку пустят в туннели под мостом. Много строительной техники. Первые 1,5
км дорога ухабистая разбитая грейдерами
. Долее 10% подъем . Дорога выровнена , сглажена , ши-рина метров 10, покрытие
- хорошо укатанная мелкая щебенка. Перевальный взлет - около двух километров 12%-го подъема все по той же новой
укатанной дороге. Спуск с начала пологий - 6 км. Потом - очень крутой серпантином по правому склону ущелья р. Хасаут, который
заканчивается у моста через него рядом с т/б «Долина нарзанов», по такой же дороге.
Источники информации
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Автор (соавтор) паспорта
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
Время прохождения препятствия
21
августа 2010 г.
Паспорт перевала ШАУКАМ
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
Хребет Шаукамский
Границы:
р.Тащорун – р.Шаукол
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
подъёма
– 5,395 км
в том
числе:
бездорожье
на грани проходимости – 5,395 км, Кпк=2,35;
Абсолютная
высота:
начала
подъёма – 2270 м
начала
крутого участка – 2366 м (расчет Кнв, Ккр по этой точке)
высшей
точки – 2932 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,386
Общий
набор высоты – 566 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,183
Средний
уклон: 10,49%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,399
Сезонно-географический
показатель для высокогорья (лето) – 1,1
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ=5,929
Категория
трудности по МКВМ – 5
Время
подъёма – 4ч 15 мин
Время
спуска – 1ч 55 мин
3.
Высотный профиль препятствия
4. Описание прохождения
Ощутимый
набор высоты начинается от моста через р.Ташорун, после переезда на правую
сторону реки (2366 м) . Сразу за мостом
7% подъем около 1,7 километра. Далее
крутизна 12,4% на протя-жении 3,6 км. Дорога крупнокаменистая, порой напоминает
каменную реку. Проходят только дву-осные машины. Ехать на груженом велосипеде невозможно, проходится идти
пешком. Спуск менее крутой протяженностью 11,1 км. Качество дороги намного
лучше.
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Автор (соавтор) паспорта
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
Время прохождения препятствия
19
августа 2010 г.
Паспорт перевала ШИДЖАТМАЗ
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
Границы:
мост через р.Хасаут (около т/б «Долина Нарзанов») – г. Шиджатмаз
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
Подъёма
– 5,13 км
в том
числе:
мелко
каменистая дорога – 5,13км, Кпк=1,3;
Абсолютная
высота:
начала
подъёма – 1319 м
высшей
точки – 2020 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,204
Общий
набор высоты – 701 м
Коэффициент
набора высоты Кнв=1,2505
Средний
уклон: 13, 6%
Коэффициент
крутизны Ккр=1,74
Сезонно-географический
показатель (лето) – 1,0
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ=3,40
Категория
трудности по МКВМ – 3
Время
подъёма –2:20 ч
Время
спуска – 40 мин
3.
Высотный профиль препятствия
4. Описание прохождения
Подъем на перевал начинается сразу за мостом через р.Хасаут. Серпантин 5,13 км, средний уклон 13,6%. Дорога улучшена, ширина около 10м, мелкая щебенка 10-20 мм. После
выполаживания дорога раздваивается:
прямо уходит дорога на Кисловодск через с.Кичи-Балык, направо, на Кичмалку,
далее сначала вдоль реки Кичмалка, потом реки Малка. Дорога на Кисловодск
отремонтирована и по качест-ву такая же, как на подъеме.
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
21августа
2010 г.
Паспорт
участка спуск с пер. Шаукам- пер. Бересун- пер. Каяэшик - р.Харбаз
1. Общая информация
Район:
Кавказ
Подрайон:
Центральный Кавказ
Расположение:
г.Сирх
Границы:
пер. Шаукам – р.Харбаз
2. Характеристика трудности препятствия
Общая
протяжённость:
Участка
– 40,9 км, Кпр=1,409
в том
числе:
каменистая
горная дорога со значительными неровностями – 40,5 км, Кпк=1,6;
Абсолютная
высота:
высшей
точки – 2800 м
минимальная
высота - 1910
усредненная
высота – 2355 м
Коэффициент
абсолютной высоты Кв=1,271
Суммарный
набор высоты – 1305 м (справочный)
Коэффициент
пересеченности Кпер=1,4
Сезонно-географический
показатель (лето) – 1,0
Балльная
оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кпр*Кпер*СГ=4,011
Категория
трудности по МКВМ – 4
Время
прохождения участка–8:32ч
3.
Высотный профиль препятствия
4. Описание
прохождения
Участок начинается с высоты 2830 м. Через 8,7 км спуска с пер. Шаукам вдоль р. Шаукол влево уходит дорога на пер. Бересун. Дорога
каменистая, крутизна около 10%. Через
2,77км после крутого левого поворота высшая (2488 м) точка перевала. С перевала
видны обе вершины г. Эльбруса. Спуск 2,8км к
р. Малка. Потом 2 км подъема к Джилысу.
Из Джилысу идем на запад к
горячим источникам. Перед горячей ванной
валуны размером 50-60 см. До самого моста. Мост полуразрушен из стальных
конструкций. После моста направо сразу
начинается 15% подъем 1,4 км. В конце
подъема открывается г. Эльбрус. Далее
небольшой спуск на поляну Эмануэля. После поляны, обогнув отрог, уходим вправо
на крутой 20% подъем около 300 метров. Далее крутизна падает до 8-10% до самого
перевала. Высота перевала 2800 м. Спуск 8,4 км
до речки (приток р. Малки) высота
2082м. Далее 2 км 13% подъем на плато. По плато 5 км, постоянно спуски –
подъемы. И 5 км спуска к р. Харбаз.
Источники информации
Отчёт о
велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2010
Галеева
Альмира (Русаков Сергей), г. Казань
19-20
августа 2010 г.